Бывает, идешь
по улице, погруженный в свои заботы, и внешний мир лишь неясным гулом
напоминает о себе. И вдруг, проходя мимо светящегося окна,
заглядываешь в него. А там люди «пьют чай и носят свои пиджаки».
Это «мгновенное фото», фиксация одной секунды жизни, в которую вмещается
вся суета событий, все мелькание лиц и образов, вся полнота бытия
и быта. Стоп-кадр — и продолжаешь движение, лишь
на краткий миг замедлив свой бег. Но ощущение, что взглянул
на себя самого отстраненно, «другими глазами», сохраняется надолго.
Вот и у нас
случился «пешеходный момент внезапного окна», когда мы на два дня
попали в Петрозаводск и посмотрели три спектакля литературного театра
«Шествие». Это не совсем театр, скорее, студия для детей, подростков
и взрослых. Определение момента придумали ребята, которые там занимаются.
Руководитель студии Светлана Чентемирова занята проблемой воспитания ребенка,
подростка, но не через морализаторство и запреты. Ребята,
«проживая» жизнь персонажей, думая об их поступках, делают свои
выводы.
О не таком, как
все, человеке — спектакль «Окаянная Джанет». О том, что люди готовы
в своих неудачах обвинять кого угодно, только не себя, если вообще
способны признать эти неудачи, — «Клетка для мечты». О нравах людей,
осуждающих других и не замечающих «бревно в своем глазу»,-
«Побасенки».
«Окаянную Джанет»
(по рассказу Р.Л.Стивенсона) показывают ребята, которые первый год
занимаются в студии. С. Чентемирова создает условное пространство,
в котором все обретает символическое значение. Пустая сцена, где
девушки — жительницы деревни, они же рассказчицы — разматывают
и комкают кусок длинной материи. Джанет (Виктория Николаева) оказывается
«белой вороной», она живет по другим часам и подчиняется другим
законам, она — отдельно. Джанет не включена в общее дело (даже
если это сматывание и разматывание ткани) и поэтому отторгнута.
В финале, перед самой смертью героиня выйдет замотанной в эту ткань. Обыденность
поглотила «инаковость». В спектакле звучит песня о шотландском короле,
который истребил непокорных ему пиктов. Невеселый мотив нетерпимости
последовательно развивается в течение всего действия.
«Побасенки» состоят
из двух неоконченных произведений Гоголя «Отрывок» и «Театральный
разъезд после представления новой комедии». Здесь Чентемировой придуман ход:
актеры садятся спиной к зрителям, смотреть представление «Отрывка». Театр
в театре. После окончания «спектакля» эти костюмированные зрители будут
громко обсуждать увиденное словами «Театрального разъезда». Прием логичен
и оправдан. С одной стороны, эти актеры становятся одними
из нас, зрителей, с другой — провоцируется ощущение, что
мы (зрители, люди) ничуть не изменились со времен Гоголя.
Во всяком случае, лучше не стали.
«Клетка для мечты»
состоит из двух пьес: «Аккомпаниатор» Марселя Митуа и «Речь отца»
Ги Фуаси. «Аккомпаниатор» — моноспектакль Дениса Погребного. История
музыканта, которому необходимо задержать публику в зале до выхода
опаздывающей «звезды». На разные уловки приходится идти этому человеку,
и за всей его болтовней прорисовывается образ неудачника, звездный
час которого давно миновал и которому больше нечего ждать от жизни.
Молодому улыбчивому актеру трудно «влезть» в шкуру проигравшего,
и получается, что его герой беспричинно жалуется на жизнь. Другое
дело во второй части «Клетки» — «Речь отца», где у Дениса
бессловесная роль сына. Здесь его жизнелюбие и обаяние уместны и уравновешивают
агрессивность отца (Константин Шевцов). Конфликт спектакля построен
на том, что отец, пытаясь внушить сыну свое представление о жизни,
в итоге понимает, что на самом деле его жизнь скучна, заурядна
и лишена смысла. Преображение главного героя- отца — решено внешним,
но весьма эффектным способом. В черном длинном пиджаке, застегнутом
на все пуговицы, в шапке, плотно облегающей голову и оставляющей
неприкрытым только лицо, он типичный «человек в футляре». И чтобы
измениться, надо только снять все эти нелепые одежды и буквально стать
сверстником своего сына, длинноволосым бунтарем хиппи.
Непредвзятость
по отношению к человеку, исследование «человеческого» исходя
из презумпции невиновности — составляющие творческого подхода
«Шествия». Разнообразие жизненных проявлений в этом театре изучают
на хорошем драматургическом материале. И хочется завершить призывом
«Так держать, товарищ!», чтоб благое дело театра не кончалось. Источник: С-Пб, Театральный Журнал |