Нет
маленьких ролей, есть маленькие актеры. Нет маленьких театров, есть
маленькие помещения. Литературный театр «Шествие», где играют в
основном дети, малым театром не назовешь. Большие пьесы, большие
проблемы, большие страсти – ну, минимум «Малый драматический».
В этом сезоне дети во главе со своим театральным предводителем
Светланой Чентемировой выпустили на свободу «Тень», взрослое
произведение. Поняли дети хоть слово из того, что играли со сцены,
спросим у самой Светланы Борисовны:
— Человек, потерявший свою тень, разве это не скучная для детей тема. Двойное дно, мораль…
— Да пьеса абсолютно хулиганская. Причем, мы сделали из Шварца
и Андерсена целый мюзикл. Клуб современного танца «18» делал нам
модерновую подтанцовку, мы сами написали песни и спели их же. Так что
из двух авторов мы слепили нескучное шоу. Детям нравится.
— Как Вы управляетесь с этой стихией? Ведь детей, как и кошек, никогда
нельзя унижать. А школа наша общеобразовательная только то и делает,
что унижает ученика.
— Да, это Вы точно сказали. Я же фанатичная кошатница, я знаю, что
кошку один раз обидишь — никогда не простит. Так и ребенок. На него
можно крикнуть, но унизить — никогда. Я ребят предупреждаю:
на репетициях, на занятиях я начну на вас кричать, не обращайте
внимания, это методика такая.
— Методика крика?
— Знаете, ко мне в «Шествие» приходят дети от 10 до 16, это же такой
возраст, когда у них все зажато, когда не может ни речь связную
произнести, ни встать во весь рост и во всей красе. И чтобы заставить
его произнести хотя бы первые слова иногда приходится кричать, чтобы
вывести из анабиоза.
— А в школе, когда кричат, преследуют совсем другие цели…
— Вот поэтому я всегда бежала от школы, как черт от ладана. Я всегда
была свободной, я та самая кошка, которая гуляет сама по себе.
А в школе так просто не погуляешь.
— Ваша свободолюбивость — понятие заразное? Можно ли этому обучить детей?
— Дети приходят ко мне из социума, который как раз весь построен
на принципах несвободы, поэтому сломить привычку вечно подчиняться кому-то
очень сложно. Но хороший текст, хорошая речь понемногу делают свое
дело. И если человек начал выражать со сцены сначала чужие мысли,
то он со временем научиться красиво излагать и свои. А что это как
не самая настоящая свобода — выразить публично собственную мысль.
— Вы хотите сказать, что своим театром вступаете в борьбу с социумом.
Но ведь родители могут это расценить и как борьбу с ними, с семьей,
далекой от театра и искусства вообще.
— Да, это больной вопрос. Не все родители понимают, чем занимается
их ребенок и зачем ему это нужно. Вот занятия карате полезны, можно
отбиться от хулиганов. А театр какую пользу приносит? Все кривляются
на сцене. Где это в жизни можно использовать?
— А какая практичная польза, проясните для тех, кто далек от театра?
— Да если уж встать на сторону меркантильных родителей, то даже и здесь
есть практичная польза. Дети учатся красиво говорить, представлять себя
на любых собеседованиях, презентациях, они становятся артистичными,
раскрепощенными, обаятельными. А это прежде всего пригодится при
устройстве на работу. А если вернуться в мир искусства, то дети
вырастают в хороших театральных зрителей, неравнодушных, уважающих труд
артиста, никогда не ушедших из зала без оваций и криков «браво».
— Ваши дети — наши активные посетители сайта. Они комментируют каждую
театральную рецензию. То есть, начинают разбираться не только
в литературе, но и в театре. Могут они из любительского театра прыгнуть
сразу в актерскую профессию?
— Мочь-то
они могут, но я всегда отговариваю. Двое учатся: Саша Агалакова —
будущая актриса театра кукол, а Владислав Станкявичус — театральный
критик. Остальных, к счастью, Бог миловал. Профессия кровавая,
неблагодарная. Можно поступить в театральный вуз, но быть отчисленным
за профнепригодность, можно доучиться и не получить ни одного
предложения от театра. Зачем? Пусть они получают нормальные житейские
профессии, но любят и ценят театр и хорошую литературу. Это украсит
любую гармоничную личность.
— В этом сезоне Вы как раз поставили спектакль о раздвоении личности? Насколько это интересно детям?
— Меня лично всегда увлекала история доктора Джекила и мистера Хайда.
Вот и наша Тень — Денис Погребной — в этом спектакле просто превзошел
себя. Играть плохого парня всегда интересней, чем хорошего. И, потом,
Денис — это человек-праздник.
Его все любят, ждут от него веселых историй, добрых поступков. Я думаю,
ему было очень интересно играть плохого. Как говорил Станиславский,
играешь хорошего, ищи, где он плохой. Конечно, можно и сказать, что
«Тень» — это звездная роль Дениса. Но он у меня в театре уже 8 лет, так
что это актер со стажем.
— А молодым артистам, зажатым, как Вы говорите, неуверенным в себе, есть место у Вас в «Шествии»?
— Конечно, каждый год мои артисты вырастают, поступают в вузы, уезжают
в другие города, поэтому я каждый год набираю деток. Приглашаю всех,
кому интересна литература, театр, интеллектуальное общение,
записывайтесь, приходите. Мы репетируем и показываем спектакли
в Детском Театральном Центре на Суворова, 2. Будет интересно, хотя
иногда я буду и покрикивать.
Источник: Ваш досуг и развлечения в Петрозаводске